Вирикута – территория в Мексике, охраняемая ЮНЕСКО с 2004 года как сакральное место и биосферный заповедник. Коренной народ Виррарика добивалась этого с конца 1980-х годов. Однако район до сих пор остается территорией конфликта.
Виррарика борются с канадской компанией First Majestic Silver и правительством Мексики, которые отказываются останавливать добычу серебра в окрестностях города Реаль-де-Каторсе. Туда коренные жители раз в год совершают главное паломничество и собирают там галлюциногенный кактус пейотль для магических ритуалов.
Конфликт вокруг этой территории – это не только политическое сопротивление и борьба за права этнических народов и экологическую устойчивость, это еще и столкновение полярных концепций понимания природы.
Антропоцентрическая концепция воспринимает природу как источник ресурсов и территорию для работы и проживания. Так считают многие местные, которые работают на добыче. Они против полной консервации территории, поскольку данная отрасль обеспечивает их рабочими местами и развивает экономику. Слоган канадской компании: "нет замены серебру".
Магическое понимание – природа как главное божество и пространство для диалога с богами. Это сердце Вирикуты и место, где была создана вселенная. Этот район священен – нет замены сердцу вселенной.
Столкновение длится десятилетиями и только обостряется. 19 марта 2020 года была убита активистка Paulina Gómez Palacio Escudero. Она боролась за прекращение добычи драгоценных металлов. Ее убийство связывают с активистской деятельностью.
С помощью прямой фотографии и отсылок к искусству Виррарика, я смотрю на пейзажи Вирикуты в двух противоположных измерениях: природа как часть антропоцентричной действительности и как часть магического космоса. Смогут ли два способа восприятия перестать конфликтовать? Или же противоречие не может быть разрешено?